| 22 Мая 2009
Это руководство по шагам как начать работу в Манга Студии. Т.е. что потребуется вам создать, какими инструментами пользоваться для того, чтобы прям с места в карьер начать рисовать великую 200-страничную (как минимум!) мангу.
В этом руководстве я буду рассказывать как организовать рабочее пространство в программе и как подготовить все настройки так, чтобы вам осталось только нарисовать сам комикс, чтобы вас не мучали вопросы о разметке, шаблонах, полях, отступах, простройке кадров и расстояний между ними. Вас это не должно беспокоить, в программе есть все для того, чтобы вы не думали об этом.
В этом уроке подразумевается, что вы уже установили себе на компьютер Манга Студию. Скриншоты в процессе объяснения будут из Manga Studio 4.0 EX.
Выберите File->New->Story… как показано на скриншоте выше.
Что такое история? История в Манга Студио - это связанные вместе файлы страниц, объединенные некоторым единообразием и подчиняющиеся общим настройкам Истории.
Отличие от раздельных страниц заключается в том, что История теперь отвечает за порядок следования файлов страниц, их именование (вам для создания новой страницы не надо будет задавать по новой ее имя, параметры и проч.), появляется возможность сквозной единообразной нумерации, подписи под страницами Названия манги, главы, имен авторов. В итории очень легко менять страницы местами, это делается простым перетаскиванием мышкой, в истории более проще совершать некоторые операции со страницами. История дает возможность удобно работать с каждой страницей и видеть мангу в общем.
Манга Студио позволяет создавать как левосторонние (читаются слева направо), так и правосторонние (по-японски, справа налево) истории. В истории вы можете задать одна страница или разворот у вас будут открывающими историю. А также вы можете указать хотите ли вы рисовать разворотами или на отдельных страницах.
Разрешение вашей страницы. По умолчанию - это 1200 dpi. Разрешение отвечает за четкость вашего рисунка при печати, чем оно больше, тем четче выйдет рисунок на печати. Это особенно важно, если ваша манга изобилует мелкими деталями или тонкой штриховкой. Для качественной печати черно-белого изображения достаточно 600dpi, но если вы знаете, что вас напечатают на хорошей бумаге (на глянце, например, ламинированной бумаге), то печать рисунка с 1200dpi будет выглядеть выгоднее.
Это была самая сложная часть. Дальше все легче =)
Кстати, вторая закладка «Page tamplates» предлагает выбрать вам готовые заготовленные размеченные шаблоны для манги. Можете выбрать и там, если разбираетесь в том, что вам действительно нужно. А остальные параметры там такие же, как и в рассмотренной вкладке.
Вот что получилось после применения моих параметров:
это вид «истории» снаружи =). Если дважды кликнуть по любому листу - он откроется в режиме рисования.
Таблица слоев в Манга Студии выглядит как показано на рисунке. Это состояние слоев на момент начала работы со страницей.
Я расскажу только о тех опциях таблицы слоев, которые часто используются и будут использованы сегодня в уроке.
Я пользуюсь тремя видами слоев: слои для набросков, слои для чистового варианта, слой направляющих.
В Манга Студии есть свой механизм для быстрой и точной отрисовки границ кадров так, чтобы соблюдались ровные углы, состыковывались края кадров, а расстояния между ними были ровно такими какие нам надо. Я расскажу как пользоваться этим. Лично мне это облегчает жизнь. И это просто удобно! Нет ничего легче нарисовать границы и в процессе рисования их также очень легко менять, при этом ничего долго стирать и перерисовывать не придется.
Откройте свою первую страницу манги (дважды кликните по ней, если вы находитесь в режиме просмотра «истории»).
В таблице слоев нажмите кнопку создания нового слоя вида «Ruler». Вы увидите следующий экран:
Из выпадающего списка выберите «Panel Ruler Layer» (Слой направляющих кадров). Имя можете задать какое угодно, даже оставить по умолчанию, это все равно. Как правило больше одного такого слоя для разбивки страницы на кадры - не требуется. И нажмите ок. У вас появится новый слой, а внутренняя синяя рамочка на странице станет более толстой.
Инструмент, который разрезает страницу на кадры называется «Panel Cutter» (резчик кадров), на панели инструментов он находится под инструментом «Stamp» (штамп, клон). Откликается на клавишу «F» (нажатую два раза подряд).
Резчик кадров может резать только от края области до ее другого края. Т.е. нельзя разрезать лист до половины. Чтобы разрезать строго горизонтально, по диагонали или вертикально, при растягивании линии разреза зажимайте клавишу Shift.
Поскольку инструмент не рисует кадры, а делит одно большое поле на кадры, нужно изначально подумать как вам раскроить вашу полосу. Какие линии провести сначала. В моих комиксах горизонтальные линии между кадрами как правило прямые, поэтому я сначала делю все пространство горизонатльными линиями.
Получается что-то в этом роде.
Потом я делю получившиеся «этажи» на кадры проводя лини разреза от края до края «этажа» (на рисунке справа).
В итоге у меня есть поделенная на кадры полоса.
Чтобы не рассказывать сразу кучу ненужного, допустим, это то, что вы хотели получить, именно так поделенную именно на такие на кадры страниц. Но это еще не контур кадров, это только его чертеж. И сделан этот чертеж на слое направляющих, т.е. без цвета и ничего ограничивать он не может. Нам надо превратить его в контур.
Кликните правой кнопкой мыши на слое с нашими направляющими, на котором мы резали кадры, и выберите опцию «Rasterize Layer» (превратить слой в картинку).
Программа спросит вас, сохранять слой-оригинал (слой нашего чертежа). Лучше с ней согласитесь, потому что в дальнейшем вы его сможете быстро поправить, если понадобится.
Программа создаст новый слой, который обзовет так же, как слой вашего чертежа. В нашем случае «Panel Ruler Layer». Но слой этот будет помещен в секцию слоев «Image». В этом слое теперь все линии стали черными и отрисованными как по линейке, и страница ваша стала похожа на разлинованную на кадры полосу. Особенностью этого слоя является то, что он не только превратил контуры в черные, но и закрасила белым цветом все пространства ВОКРУГ кадров. Слой чертежа программа сделает невидимым (напротив слоя, слева от его названия теперь не стоит иконки глаза)
Для наглядности я создал новый слой для рисования, поместил его ниже слоя с контурами кадров и заштриховал область карандашом. Карандаш виден только ВНУТРИ кадров, но там, где пространство МЕЖДУ кадрами штриховка прерывается и не видна. Теперь вы можете как угодно неряшливо заходить за край кадра при рисовании - программа услужливо все это «скроет».
Выше я сделал очень прямую нарезку кадров, в манге часто все идет навылет, кадры «вылетают» за лист или наоборот уменьшают свои границы. Вы можете доработать свой чертеж кадров так, как вам хочется.
Перейдите на слой с чертежом кадров, а слой с «отрисованными» границами скройте (кликните на иконке глаза слева от названия слоя, чтобы скрыть его). На краях синих контуров кадров вы видите маленькие квадратики - это те точки, за которые мы можем тянуть, меняя форму кадра. Чтобы менять, переносить границы кадра, используйте инструмент «Object Selector» («выделятель объектов»=)), он откликается на букву «O». Инструмент действует на текущий слой. Выберите слой с чертежом и попробуйте инструментом «потаскать» границы (прямые, которые очерчивают кадр) и вершины углов у кадров. Можно «таскать» одновременно несколько границ разных кадров, выделив их, удерживая Shift (например, выделив две соседние границы кадров, вы можете перетащить разрез между кадрами вбок, не меняя расстояния между кадрами). Выделить весь кадр, чтобы сдвинуть его весь, можно кликнув на нем (инструментом Object Selector), удерживая клавишу Ctrl.
Вот такого результата, можно, например, достичь:
Слой для набросков создается очень просто. Кликаете на иконку «создать новый слой» и в опциях выбираете «Scetch». Это буквально никак не отражается на самом слое, вы можете там рисовать не только карандашами, но и тушью и цветом. Отличие слоя набросков нам понадобится, когда мы будем использовать при тушевке или покраске такие инструменты как «MagicWand» (W), «Fill» (G).
Слоев набросков вы можете, разумеется, насоздавать сколько угодно. Я прямо на таких слоях делаю карандаш (если все надо рисовать на компьютере полностью). Карандаш в Манга Студии очень хороший, откликается на нажатие и накладывается на уже положенный крандаш хорошо. В Фотошопе мне так настраивать удачно кисточки не удавалось, чтобы было также приятно и удобно рисовать «карандашные наброски», как в Манга Студии.
Цветовую модель для слоя выбираю Color - это значит, что карандаш будет более «плавный» и при трансформации будет сохранять себя в лучшем виде.
Слой набросков я создаю, как правило, с параметрами:
Name: Pencil (карандаш)
Layer Type: raster Layer
Resolution: 300 dpi
Color Model: Color (32 bits)
Output Attributs: Scetch
Слоев чистовиков тоже может быть сколько угодно. При создании слоя вы указываете его как «Finish».
Если вы работаете на нескольких слоях и вам хочется их различать,
не смотря на то, что они одноцветные, то делается это просто: Ctrl+B
(это сочетание клавишь заменяет основной цвет слоя (черный) на синий.
чтобы вернуть исходный цвет - нажмите еще раз Ctrl+B
На рисунках ниже слой с тушью до и после применения этого эффекта.
Переключать цветность слоя можно и мышкой, делается это в свойствах слоя:
на менюшках видно, что параметры Display Color слоя отличаются
Слой чистовиков я создаю, как правило, с параметрами:
Name: ink (тушь)
Layer Type: raster Layer
Resolution: 1200 dpi
Color Model: Black and White (2 bits)
Output Attributs: Finish
Слои скринтонов
Cлои скринтонов создаются сами программой. Создавать их отдельно не надо. Но, чтобы они не путались под ногами, я для них создают отдельную папочку слоев «Layer Folder» и обзываю ее «screentones». Все слои со скринтонами я потом сваливаю в нее. Когда они вместе их и найти легче и скрыть все разом можно, скрыв саму папочку слоев.
Слои спидлайнов
Слои спидлайнов я создаю с такими же настройками, что и слои чистовиков. Спидлайны я накладываю в отдельных слоях (или слое), а не на слое чистовиков. Для порядка тоже их объединяю в папку слоев «speedlines».
Слои текста
Слои текста создаются тоже автоматически при вводе текста. Для них также делаю специальную папочку слоев «txt».
Слои звуковых эффектов
Это уже относится больше к способу рисования манги, а не к программе. Я создаю отдельный слой для звуковых эффектов и вывожу их туда для того, чтобы при возможности с меньшими трудозатратами можно было перевести все звуки, не меняя рисунок оригинала. Называю слой «sound».
Пример слоев в моем рабочем файле с раскрытыми папками слоев. Пока что там немного скринтонов. Верхний слой «layouts02_02» - это импортированный набросок раскадровки страницы, с которым я сверялся.
Здесь я расскажу об основных инструментах Манга Студии. На панели инструментов много разных вкладок и каждого рисовательного инструмента по нескольку видов. Сначала я схватился за голову, думая, что придется с каждым разбираться, чтобы начать просто нормально рисовать. Но потом оказалось, что использую я два с половиной инструмента и этого хватает с головой.
Все инструменты я выбираю при помощи клавиатуры, чего и вам рекомендую. Тогда лишние панели инструментов можно будет убрать и просто это быстрее, чем тоже самое мышкой. На одну букву клавиатуры циклически повешено несколько инструментов. Т.е. нажимая одну и ту же клавишу вы будете «перебирать» повешенные на нее инструменты. На клавишу «P», например, повешены перо, карандаш и маркер. Т.е. чтобы добраться до этих инструментов вам нужно нажимать клавишу «P» соответствующее число раз:
P - тушь
P+P - карандаш
P+P+P - маркер
Вообще для многократного ускорения работы полезно пользоваться горячими клавишами в программах. Я приведу частоиспользуемые сочетания клавиш для Манга Студии. Остальные горячие клавиши для действий или инструментов вы можете найти сами в меню File->Shortcut settings.Там же вы можете назначить свои «горячие клавиши».
Горячие клавиши для быстрой удобной работы в Манга Студии |
|
P |
перо/карандаш/маркер |
G |
заливка |
удерживание Ctrl+Space | Лупа. приближение |
удерживание Ctrl+Alt+Space |
Лупа. Удаление |
Tab | Скрыть/показать все панели инструментов и проч. |
Ctrl+T |
Трансформация выделенного объекта или текущего слоя |
Ctrl+D |
Снятие выделения |
Ctrl+E |
Склеить текущий слой с нижним соседом |
Ctrl+Shift+E |
Склеить выделенные слои |
удерживание H |
инструмент рука, чтобы двигать холст |
R |
инструмент вращения холста для удобства рисования |
При работе пером/карандашом/маркером/кистью/дугой/линией… |
|
[ |
уменьшить диаметр кисти на 0.1 мм |
] |
увеличить диаметр кисти на 0.1 мм |
1 |
вкл./откл. Заострение начала штриха |
2 |
вкл./откл. Заострение конца штриха |
3 |
вкл./откл. Коррекцию штриха |
4 |
выбрать черный цвет (первый цвет) |
5 |
выбрать белый цвет (второй цвет) |
6 |
выбрать «прозрачный» цвет |
7 |
выбрать заливку скринтона (доступно, когда уже назначен был ранее скринтон) |
Перо - это основа основ.
На настройках пера разберу все странные кнопочки. Включите панель Свойств инструмента (кнопка 2 включения панелей), если она у вас не включена, конечно.
В общем, очень похож на перо. чуть меньше параметров
Тоже. Только параметров еще меньше.
Инструмент заливки это просто песня! Это мёд и амброзия на истерзанное сердце человека потратившему не один год жизни на затыкание протечек при заливке в Фотошопе! Этот инструмент настолько прекрасен, что я не понимаю почему в Фотошопе его еще нет в подобном виде!
Справа вы видите панель свойств Заливки (Fill).
Помните, я говорил, что свойство Scetch (набросок) слоя нам пригодится? Это именно тот случай. В Манга Студии Заливке можно указать что и как заливать и она будет послушно делать то, что нужно, а не то, что получится.
Опция Browse Several: указывает программе какие слои при Заливке ей учитывать. В выпадающем списке есть три возможности: все слои, выделенные слои, все слои в папке слоев. У меня выбрано «учитывать все слои». Это значит что когда я пользуюсь заливкой, я заливаю ту область, что вижу, вижу квадрат, заливаю квадрат, даже если его стороны находятся на 4-х разных слоях и квадрат образуется только при наложении этих слоев.
Но я не хочу, чтобы при заливке учитывался слой наброска. Чтобы заливка не спотыкалась об линии на набросочном слое. Поэтому я ставлю в опции «Do not browse» галочку напротив «Scetch» (это значит, что при учете слоев будут игнорироваться слои с параметром Scetch). Еще я выбрал игнорировать все текстовые слои.
«Close Gap» - заткнуть щель =). Это параметр той самой магии. Если область, которую вы хотите залить не образует замкнутого контура, а разрывается на незначительные расстояния, то без этого параметра вам пришлось бы ползать и ловить блох, затыкая каждую микроскопическую брешь в контуре. За вас все бреши заткнет эта опция. Значение ее (у меня 0.5 мм) - это самая максимальная брешь, которую программа заткнет, заливая контур. Если брешь больше указанной, то Заливка «прольется» за контур.
«Color tolerance» - терпимость к порогу цвета. Параметр указывает какой тон считать за непроницаемый для заливки. Чем больше значение параметра, тем более наплевательски заливка будет относиться к полутонам (серому), тем более темный цвет будет для нее преградой. Чем меньше параметр, тем более чувствительная заливка к тону и даже более светлые оттенки будут для нее непреодолимым барьером при заливки области.
У «Волшебной палочки», которая превращает в выделение область, заключенную в замкнутый контур, настройки такие же.
Дело это совершенно простое, но раз уж я начал объяснять про все, то надо объяснить и это.
Не все комиксы или иллюстрации я делаю с нуля в компьютере, часто пользуюсь отсканированными карандашными набросками или просто отсканированным чистовым карандашом.
Манга Студия может импортировать как просто файлы изображений так и в формате Фотошопа, сохраняя слои. Я рекомендую перед импортом сохранять файл в формате без слоев (jpg, tiff…). Когда импортируется изображение из файла фотошопа (с расширением PSD), то Манга Студия не дает возможности трансформации импортируемого на лету. С плоскими файлами это возможно. В этом есть определенные удобства.
Откройте страницу, куда вы собираетесь импортировать изображение. В меню выберите File->Import->Image File…
Появится панель «Свойства», которая в данный момент отвечает за расположение импортируемого изображения в странице.
Главное в этой панели находится на вкладке «Image Adjust…» (см. рис. с моими настройками для набросков). Выставьте требуемое вам разрешение и свойство слоя (у меня параметры хорошо подходят для наросков).
Чтобы импортированное изображение вставить ровно в активную область манги (это внутренний синий прямоугольник на нашей странице), достаточно на закладке «Position Adjust» нажать кнопку «Auto Adjust…»
и выбрать «Basic Frame», картинка сразу точно «уместится» в активную область. Это удобнее и быстрее, чем ровнять ее за углы, растягивая и трансформируя.
Вопросы, опечатки, предложения, дополнительные просьбы - приветствуются. Что смогу - дополню и расшифрую, исправлю или переделаю =)